Кроме расчетов с поставщиками и подрядчиками, в ходе своей хозяйственной деятельности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям приходится иметь дело и с покупателями. Организация расчетов с покупателями, как и с поставщиками, проводится в рамках обычного бухгалтерского учёта.
Кто такие покупатели и какие документы нужны для расчётов
В первую очередь, нужно разобраться, кто такой покупатель. Покупатель – это физическое или юридическое лицо, которое покупает товар, услугу или работу у юридического лица или ИП, и платит за покупку наличными или же безналичным путём.
Расчеты с покупателями нужно учитывать. Для этого существуют первичные документы, по которым и ведётся расчёт. Сначала, компания – продавец выставляет счёт покупателю. Он не является обязательным документом и не обязывает покупателя к оплате. Но, на основании этого счёта можно легко сформировать платёжку, если цена счёта устраивает обе стороны. Счета не учитываются в бухгалтерском учёте.
При поставке товара, продавец представляет покупателю счёт-фактуру и накладную. Если речь идёт об услугах, то акт выполненных работ.
В бухгалтерском учёте существует счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». При отгрузке товара без оплаты, этот счёт дебетуется в корреспонденции с соответствующими счетами. По мере того, как происходит отгрузка товара или оказание услуги, формируются расчётные документы. В них отражается сумма будущей выручки с НДС. Таким образом, проводка по такой операции будет выглядеть так:
Дт 62 Кт 90 – выручка от продажи или оказания услуг
Если оплата товара или услуги происходит авансом, то счёт 62 кредитуется в корреспонденции с соответствующими счетами. Например, получен аванс с расчётного счёта покупателя:
Дт 51 Кт 62 – получен аванс от покупателя
Вот так выглядит организация расчетов с покупателями в бухгалтерском учёте.
Типовые проводки расчетов с покупателями
Кроме уже упомянутых проводок для расчетов с покупателями, в бухгалтерском учёте существует множество других типовых проводок, которые используются для учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
Рассмотрим наиболее часто употребляемые из них.
Дт 60 Кт 62 – отражение стоимости работ, выполненных подрядной организацией; отражение взаимозачёта между покупателем и поставщиком
Дт 73 Кт 62 – отражена задолженность работников по отгруженным товарам или выполненным работам
Дт 62 Кт 50, 51, 52, 55 – погашение кредиторской задолженности перед покупателями
Дт 62 Дт 62 – отражена перемена лиц в обязательстве
Дт 62 Кт 76 – отражение взаимозачёта
Дт 62 Кт 90 – зачёт полученных авансов в счёт будущей реализации продукции
Дт 62 Кт 92 – отражение разниц в расчётах, которые возникли при расчётах с покупателями
Кроме того, в счёте 62 открываются субсчета для удобства расчётов:
62.1 – расчёты по инкассо;
62.2 – по плановым платежам;
62.3 – векселя полученные;
62.4 – авансы получены и другие.
Так выглядят основные проводки для организации расчетов с покупателями, про расчеты с поставщиками смотрите здесь.