Организация расчетов с покупателями

Кроме расчетов с поставщиками и подрядчиками, в ходе своей хозяйственной деятельности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям приходится иметь дело и  с покупателями. Организация расчетов с покупателями, как и с поставщиками, проводится в рамках обычного бухгалтерского учёта.

Кто такие покупатели и какие документы нужны для расчётов

В первую очередь, нужно разобраться, кто такой покупатель. Покупатель – это физическое или юридическое лицо, которое покупает товар, услугу или работу у юридического лица или ИП, и платит за покупку наличными или же безналичным путём.

Расчеты с покупателями нужно учитывать. Для этого существуют первичные документы, по которым и ведётся расчёт. Сначала, компания – продавец выставляет счёт покупателю. Он не является обязательным документом и не обязывает покупателя к оплате. Но, на основании этого счёта можно легко сформировать платёжку, если цена счёта устраивает обе стороны. Счета не учитываются в бухгалтерском учёте.

При поставке товара, продавец представляет покупателю счёт-фактуру и накладную. Если речь идёт об услугах, то акт выполненных работ.

Организация расчетов с покупателями

В бухгалтерском учёте существует счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». При отгрузке товара без оплаты, этот счёт дебетуется в корреспонденции с соответствующими счетами. По мере того, как происходит отгрузка товара или оказание услуги, формируются расчётные документы. В них отражается сумма будущей выручки с НДС. Таким образом, проводка по такой операции будет выглядеть так:

Дт 62 Кт 90 – выручка от продажи или оказания услуг

Если оплата товара или услуги происходит авансом, то счёт 62 кредитуется в корреспонденции с соответствующими счетами. Например, получен аванс с расчётного счёта покупателя:

Дт 51 Кт 62 – получен аванс от покупателя

Вот так выглядит организация расчетов с покупателями в бухгалтерском учёте.

Типовые проводки расчетов с покупателями

Кроме уже упомянутых проводок для расчетов с покупателями, в бухгалтерском учёте существует множество других типовых проводок, которые используются для учёта расчётов с покупателями и заказчиками.

Рассмотрим наиболее часто употребляемые из них.

Дт 60 Кт 62 – отражение стоимости работ, выполненных подрядной организацией; отражение взаимозачёта между покупателем и поставщиком

Дт 73 Кт 62 – отражена задолженность работников по отгруженным товарам или выполненным работам

Дт 62 Кт 50, 51, 52, 55 – погашение кредиторской задолженности перед покупателями

Дт 62 Дт 62 – отражена перемена лиц в обязательстве

Дт 62 Кт 76 – отражение взаимозачёта

Дт 62 Кт 90 – зачёт полученных авансов в счёт будущей реализации продукции

Дт 62 Кт 92 – отражение разниц в расчётах, которые возникли при расчётах с покупателями

Кроме того, в счёте 62 открываются субсчета для удобства расчётов:

62.1 – расчёты по инкассо;

62.2 – по плановым платежам;

62.3 – векселя полученные;

62.4 – авансы получены и другие.

Так выглядят основные проводки для организации расчетов с покупателями, про расчеты с поставщиками смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *