Для безналичных расчетов с контрагентами многие предприятия используют расчетный счет. Учет операций по расчетному счету ведется в рамках бухгалтерского учета предприятия.
Что такое расчетный счет и для чего он нужен?
Расчетный счет открывается предприятием в банке для хранения денежных средств. Операции по расчетному счету банк проводит по требованию владельца счета, при условии нахождения там необходимой суммы денежных средств.
Юридические лица должны иметь расчетный счет в обязательном порядке, для ИП же такого требования нет.
Организация может использовать свой расчетный счет без ограничений. Он является основным счетом организации, и на нем осуществляются многие денежные расчеты.
Порядок открытия счета, также как и его закрытия, регламентируется Инструкцией ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 14.05.2008 № 2009-У. Для открытия расчетного счета между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. Для этого предприятие должно представить в банк следующие документы:
- Заявление на открытие счета. Оно заполняется в банке по форме № 0401025;
- Свидетельство о госрегитсрации, учредительные документы и свидетельство о постановке на налоговый учёт. Эти документы представляют в копиях, которые должны быть нотариально заверены;
- Если предприятие осуществляет деятельность, которая регулируется государством в особом порядке, то разрешительную документацию (например, лицензии нужно также представить;
- Проток общего собрания акционеров о назначении на должность руководителя и приказ о назначении главного бухгалтера. Эти документы нужны, если правом подписи будет также обладать и главбух. Также нужны их паспортные данные (копии паспорта);
- Карточка с образцами подписей людей, которые могут распоряжаться денежными средствами на расчётном счёте, и оттиском печати предприятия – владельца счёта.
Сейчас не нужно оповещать налоговиков об открытии расчетного счета.
Бухгалтерский учет операций по расчетному счету
Как уже упоминалось, бухгалтерский учет операций по расчетному счету ведется в рамках обычного учёта на предприятии. Для ведения операций по расчётному счёту обычно используются следующие документы:
- Платёжное требование;
- Платёжное поручение;
- Заявление на аккредитив;
- Объявление на взнос наличными;
- Чек – документ для снятия наличных со счёта.
Эти документы формируются на предприятии – владельце счёта для банка для осуществления операций по счёту. Сам же банк после проведения любых движений по счёту выдаёт предприятию выписку.
Выписки нужны для отражения движений по счету в рамках учёта движения средств по расчётному счёту. Они хранятся на предприятии, которое является владельцем счёта.
В плане счётов существует счёт 51, который так и называется «Расчётный счёт». Как не трудно догадаться, именно на этом счёте учитываются движения средств в рамках расчётного счёта.
Вот основные проводки по счёту 51:
Снятие наличных денежных средств 50/51
Поступление наличных денежных средств 51/50
Расчёты с поставщиками 60/51
Расчёты с покупателями 51/62
Выданы подотчетному лицу 71/51
Возвращены подотчётным лицом 51/71
Поступление выручки (если выручка учитывается «по оплате») 51/90
Перечислены деньги на зарплату сотрудникам 70/51
Вести учёт операций по расчетному счету совсем не сложно. Как правило, это делает обычный бухгалтер или же кассир. Но не стоит халатно относится к ведения таких операций, так как они могут «потянуть» за собой ошибки на других счетах.