Списание основных средств из-за прекращения их использования, является одним из способов их выбытия и снятия с бухгалтерского учёта. Учет списания основных средств ведётся по мере их морального и физического износа.
Списанию подлежат полностью непригодные к эксплуатации основные средства. Непригодными к эксплуатации считаются те основные средства, которые не подлежат восстановлению или же их восстановление является экономически нецелесообразным.
Если при списании основного средства, остались какие-либо запчасти, которые ещё пригодны для эксплуатации. То они не относятся на счета основных средств, а приходуются по дебету счёта 10. Принимаются к учёту они по рыночной стоимости.
Выбытие основных средств отражается на счёте 01 «Основные средства». Для этого используется субсчёт 01-2 «Выбытие основных средств».
При списании основного средства, у которого закончился срок его полезного действия, на дебет счёта 01-2 списывается его первоначальная стоимость в корреспонденции со счётом 01-1. При этом в кредит счёта 01-2 списывается вся начисленная амортизация по этому средству, в корреспонденции с дебетом счёта 02 «Амортизация основных средств».
По кредиту этого счёта учитывается сумма ежемесячной амортизации в корреспонденции с соответствующими счетами отнесения затрат.
После окончания процедуры списания основного средства, его остаточная стоимость, которая «висит» на счёте 01-2, списывается в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы».
Расходы, которые могут возникнуть при списании основного средства, например на его демонтаж, относятся к расходам, которые могут уменьшить налоговую базу для исчисления налога на прибыль. То же самое касается и доходов, полученных от списания основного средства, например, стоимость полученных при разборке основного средства материалов. Они учитываются для расчёта налоговой базы по налогу на прибыль.
Документы, по которым ведётся списание основных средств
Учет списания основных средств не может вестись без документов. Первичными документами, по которым бухгалтер списывает ОС, являются:
- Акт о списании основного средства. Он оформляется комиссией и подписывается руководителем организации;
- Акт о приходовании материальных ценностей. Он оформляется в том случае, если после демонтажа и разборки основного средства остались детали и материалы, которые приходуются к учёту;
Типовые проводки для списания основных средств
Для отражения ликвидации основного среда из-за его непригодности к дальнейшему использованию, используются такие проводки:
Дт 01-2 Кт 01-1 – списана первоначальная стоимость ОС
Дт 02 Кт 01-2 – сумма амортизации за весь срок использования ОС
Дт 10 Кт 91-1 – приняты на учёт материалы и запчасти, оставшиеся при ликвидации ОС
Дт 91-1 Кт 99 – отражён финансовый результат, возникший от ликвидации ОС
Учёт списания основных средств ведётся именно таким образом. Нельзя забывать ежемесячно начислять амортизацию по основным средствам. Так отражается учет списания основных средств, про расходы на ремонт смотрите здесь.