Предприятие может продать одно из своих основных средств в любое время. Причины для этого могут быть совершенно разные. В результате реализации ОС, предприятие не только избавляется от ненужной вещи, но и уменьшает налоговую базу по налогу на имущество. Как правильно вести учет продажи основных средств мы расскажем в этой статье.
Учет выбытия основного средства
При выбытии ОС путём его реализации, его стоимость списывается с бухгалтерского учёта. Кроме того, организация получает доход и это доход подлежит учёту в той сумме, которая оговорена в договоре, но без НДС.
Но, для того чтобы продать покупателю основное средство, предприятие также несёт некоторые расходы – например, расходы на демонтаж или транспортировку ОС до покупателя. Кроме того, в расходы включается и остаточная стоимость ОС.
Работы, которые организация выполняет для продажи ОС, могут быть выполнены силами работников самой организации, а могут с помощью привлечения сторонних компаний. Если была привлечена сторонняя организация, то стоимость их услуг будет отражаться по дебету 91 счёта «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счётом 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Кроме того, организация может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на величии ну тех самых расходов, которые напрямую связаны с продажей основного средства.
Доход от продажи ОС подлежит налогообложению по НДС. Доход от продажи ОС отражается по кредиту 91 счёта «Прочие доходы и расходы». Соответственно, сумма начисленного НДС отражается по счёту 68 в дебете со счётом 91.
Но, если НДС уже было включено в первоначальную стоимость реализуемого ОС, то налоговая база по НДС исчисляется как разница между продажной и остаточной стоимостью реализуемого ОС. Так говорится в п. 3 ст. 154 НК РФ.
Документы, для снятия основного средства с баланса предприятия
Списание основного средства с баланса предприятия происходит на основании следующих документов:
- Акт о приёме – передачи ОС. Этот акт является приложением к договору купли – продажи;
- Счёт – фактура;
- Если организация несла расходы по продажи ОС. То должны быть платёжные документы, которые эти расходы подтверждают (чеки, счета, счета – фактуры);
- Документы, подтверждающие оплату этих расходов (платёжные документы банка).
На основании этих документов бухгалтер делает соответствующие записи в инвентарной карточке выбывшего основного средства. Так ведётся учет продажи основных средств.
Основные проводки при учете продажи основных средств
Реализация основных средств отражается в бухгалтерском учёте с помощью следующих проводок:
Дт 62 Кт 91-1 – продажная стоимость основного средства. Включая НДС
Дт 91-2 Кт 68-1 – НДС от продажной стоимости ОС
Дт 01-2 КТ 01-1 – списана первоначальная стоимость реализованного ОС
Дт 02 Кт 01-2 – списана вся, начисленная за годы эксплуатации ОС, амортизация
Дт 91-2 Кт 01-2 – списана остаточная стоимость реализованного ОС
Дт 91-9 Кт 99 – определена прибыль от реализации ОС
Дт 51 Кт 62 – получена от покупателя оплата за проданное основное средство
Вот так ведётся учет продажи основных средств на предприятии.